Home / Архитекторы Киева / Зодчий, который восстанавливал Крещатик

Зодчий, который восстанавливал Крещатик

1
Архитектор Анатолий Добровольский.

Анатолий Владимирович Добровольский Родился 19 мая 1910 г. в с. Буки, ныне Малинского районаЖитомирской области. В 1934 г. окончил Киевский инженерно-строительный институт.

С ноября 1950 г. по декабрь 1955 г. Анатолий Владимирович Добровольский – начальник архитектурно-планировочного управления Киева, главный архитектор города. Действительный член Академии архитектуры СССР (1950 г.), Академии архитектуры УССР (1945 г.), Академии строительства и архитектуры УССР (1950 г.), Академии искусств (1979 г.). Лауреат Сталинской премии (1950 г. – за разработку технологии и организацию массового производства и внедрение в строительство пустотной керамики; 1951 г. – за архитектуру жилого дома по ул.Владимирской). Заслуженный строитель УССР (1962 г.), профессор Киевского художественного института (1965 г.).

Был членом Союза архитекторов СССР и президиума Союза архитекторов УССР. Автор более 30 научных трудов, в том числе монографии «Проектирование и применение архитектурной керамики в Киеве (К., 1951).

Под его редакцией вышли книги: «Строительная керамика» (К., 1954), «Архитектура Советской Украины за 40 лет» (К., 1957), «Украина: Архитектура городов и сел» (К., 1959) и др.

Умер 19 мая 1988 г., похоронен на Байковом кладбище.
1
Киев занимает достойное место среди европейских столиц, имеющих статус исторических. И это благодаря тем достопримечательностям, которые сохранились и получили мировую известность. В этом ряду особое место занимает архитектурный ансамбль Крещатика, в создании которого участвовали Александр Власов, Виктор Елизаров, Борис Приймак, Александр Малиновский и другие известные архитекторы. В восстановлении послевоенного Крещатика принимал участие и Анатолий Владимирович Добровольский, которому 19 мая исполнилось бы 97 лет…

О жизни и творчестве известного зодчего рассказывает его дочь, тоже архитектор – Татьяна Анатольевна Добровольская.

«С&р»: Татьяна Анатольевна, давайте начнем наш разговор с творческого наследия Анатолия Владимировича. Какие первые объекты были построены по его проектам?

– Хочу сказать, что мой папа сразу же после окончания в 1934 г. Киевского инженерно-строительного института уже участвовал в создании некоторых объектов в Киеве.

К его первым работам можно отнести интерьер Театра юного зрителя (1935 г.) и кинотеатра «Роте Фане» /«Красное знамя»/ (1935-36 гг.), летний кинотеатр на склонах Днепра (1936 г.), а также общежития политехнического института и тонкосуконного комбината в Дарнице (1936-39 гг.). Кроме этого по проектам отца в предвоенные годы построены Дом творчества писателей в Каневе (1938-40 гг.), клуб на 400 мест в селе Лески Черкасской области (1938-39 гг.) и др. Но поистине звездным периодом отца, да и других архитекторов того времени можно считать послевоенные годы и особенно первое послевоенное десятилетие, когда активно велась работа по восстановлению разрушенного Киева.
1

Татьяна Добровольская
показывает этюды своего отца.

«С&р»:

Именно в это время Анатолий Владимирович Добровольский был главным архитектором Киева и руководителем группы архитекторов, которая разрабатывала проект послевоенной застройки Крещатика…

– 22 июня 1944 г. был объявлен открытый конкурс на застройку Крещатика. В этом конкурсе участвовали многие архитекторы, но ни один из представленных на конкурс проектов, несмотря на большое количество новых, интересных, с градостроительной точки зрения, предложений, не был принят к реализации. Конец неопределенности был положен в 1948 г. постановлением «сверху».

Проект застройки Крещатика поручили подготовить группе архитекторов (А.Добровольскому, А.Малиновскому, В. Елизарову, Б. Приймаку, А. Заварову и др. – Ред.) под руководством Александра Власова, который с 1944 г. был главным архитектором Киева. Однако позднее, в 1949 г., в связи с переводом А. Власова на работу в Москву, руководителем группы назначается мой отец. Немного позже он становится главным архитектором Киева.

Первые после войны жилые дома были построены в 1950-1951 гг. на Крещатике, 13 и 17 (архитекторы А.В.Власов, А.В.Добровольский, Б.И.Приймак – Ред.). Разрыв между зданиями оформлен огромной аркой, соединяющей оба корпуса пассажа. По сторонам арки были установлены скульптурные группы. К сожалению, сегодня их уже нет. Мне говорят, что скульптуры отвезли на реставрацию. Но эта реставрация длится уже более десяти лет. Я понимаю, что скульптурная композиция просто уничтожена, но сегодня это никого не волнует…

«С&р»: Какие объекты, кроме архитектурного ансамбля Крещатика, были построены с участием Анатолия Добровольского в послевоенный период?

– Прежде всего я хочу сказать, что в творческой деятельности мой отец всегда использовал украинское народное творчество. Народная национальная тематика проходит красной линией через все его творчество. Папа рассказывал такой случай: однажды он и Борис Приймак, а они были большими друзьями, поехали на этюды в Обухов и сели рисовать украинскую хатынку под соломенной крышей. Однако очень быстро сработала народная бдительность, их поймали, отвели в сельсовет и обвинили в шпионаже. «Почему вы стали рисовать самую плохую хату, у нас есть и хорошие дома», – начали спрашивать бдительные «крестьяне». Но именно соломенных хатки были положены в идею при создании ресторана «Курени».

1
Киев. Улица
Крещатик 25.

В работах моего отца поражает, прежде всего, великолепное чувство пропорций, гармоничноесочетание отдельных деталей и всего здания, соподчиненность элементов единому целому, «работа» деталей на раскрытие общего архитектурного замысла. Это можно наблюдать практически во всех проектах, в разработке которых принимал участие мой отец, а в послевоенный период его творчества их было немало.

1
Так изначально выглядел ресторан «Курени» в Киеве.

К наиболее известным я бы отнесла всю левую сторону Крещатика, в том числе ансамбль из трех зданий на Крещатике 23, 25 (с кинотеатром «Дружба»), 27. В этот же ряд можно поставить жилые дома на Печерске, Новой Дарнице, на проспекте Победы, 45, на Красноармейской, 48-52, станции метрополитена «Крещатик», «Вокзальная», «Шулявская», гостиница «Москва» (ныне «Украина»), аэропорт «Борисполь», Дом художника на Львовской площади, Московский мост и др.

«С&р»: Татьяна Анатольевна, как Вы считаете, в Киеве помнят архитектора Добровольского?

– Добровольского не только помнят, но и планомерно идет уничтожение всех его работ. При этом у каждого отдельного случая есть свой автор… Вы, наверно, знаете, что в начале 70-х гг. прошлого века резко возрос интерес к национальным традициям, и в столице по специальным проектам сооружались сугубо украинские рестораны. По проектам моего отца были построены «Курени», «Витряк», «Полтава» и др. К сожалению, сегодня от этих объектов в столице остались крупицы. Безвозвратно потеряны декоративные росписи экстерьера ресторана «Курени» народной художницы Елизаветы Мироновой. Свой вклад в это внес архитектор Г.Духовичный, который позволил себе «улучшить» этот ресторан, после чего полностью исчезла народная стилистика (посмотреть проект реконструкции здания ресторана «Курени» по адресу: Парковая дорога, 4).
1
Киев. Ресторан «Витряк», но сегодня и он изменился…

Такая же судьба может ожидать и мозаику на фасаде ресторана «Витряк», которую делал известный художник, стоявший у истоков фольклорного стиля в украинском искусстве 60-х гг. прошлого века, Виктор Зарецкий в соавторстве с Аллой Горской и Борисом Плаксием. И хотя сам ресторан еще стоит, но с ним тоже сделали невероятные вещи. На склоне, а ресторан расположен на холме, новые хозяева построили помещения. И это все происходило под видом благоустройства, хотя у них не было никаких разрешительных документов на проведение этих работ. Еще печальнее судьба ресторана «Полтава». Совершенно не ставя в известность ни меня, ни маму, он был снесен, и на его месте построили новый ресторанный комплекс – «Казацкий стан».

К сожалению, эти рестораны не были включены в список памятников архитектуры. Однако с появлением возможности придать этим объектам статус памятников от самих памятников уже ничего не осталось. У меня создается впечатление, что сегодня хотят просто уничтожить все, что связано с именем моего отца. Уже запланированы к сносу жилые дома, построенные в украинской стилистике на Печерске. Вокруг стоят хрущевки, а здания, построенные по проектам архитектора Добровольского, хотят снести. Мне непонятно, почему надо сносить самое красивое, когда по всему городу масса бараков и гаражей, которые действительно не украшают город.

Под видом реконструкции снесен портик на доме по адресу Крещатик, 17. Серьезных работ по сохранению архитектурного ансамбля никто не проводит, денег на это нет, и мне кажется, никогда не будет. Крещатик трещит – после строительства на улице Лютеранской и «плотины» на Бессарабке я видела затопленные подвалы на Крещатике, 29. Не могу понять и архитектора С.Бабушкина, который в прессе широко разрекламировал свой проект строительства 60-ти этажного отеля в виде флага на месте гостиницы «Украина» (посмотреть проект). И хотя Василий Присяжнюк, главный архитектор Киева, говорил мне, что этот вопрос не рассматривался на Градостроительном совете, ясно одно – общественное мнение готовится к тому, что эта гостиница будет снесена, и на ее месте будет построена высотка.
1
Архитектор
А. Добровольский. Проект гостиницы «Москва».

«С&р»: Это уже не первая попытка «свести счеты» с этим объектом?

– Папа рассказывал, что судьба этой гостиницы с самого начала складывалась непросто. Было разработано два десятка самых различных вариантов. Авторский коллектив старался проявить творческую индивидуальность, делал попытки использовать национальные традиции народной архитектуры. Он отмечал, что архитектурную практику этого времени спасал очень высокий общий профессиональный уровень специалистов. Но никакой профессионализм не мог ничего сделать против бесцеремонного вмешательства политики в архитектуру.

«Борьба с излишествами в архитектуре» привела к тому, что здание гостиницы так и осталось без четырех этажей, шпиля и фасадной отделки. А ведь этот объект должен был стать завершающим аккордом в строительстве послевоенного Крещатика… (посмотреть историю Майдана)

«С&р»: Как оценивал Ваш отец архитектурный ансамбль Крещатика?

– Он считал, что авторскому коллективу удалось создать целостную и живописную архитектурную композицию. Архитектурный прием, который использовался при застройке Крещатика (одна сторона магистрали была плотно застроена, а противоположная – с разрывами – Ред.), позволил подчеркнуть своеобразие ландшафта. Негативно папа относился к идее сделать Крещатик пешеходной зоной.

Он говорил, что существует две перспективы восприятия архитектуры – пешеходная и на транспорте. С учетом этого, Крещатик должен оставаться транспортной магистралью. Вполне нормально относился он к созданию подземного пространства под Крещатиком. Говорил также о возможности надстройки мансардных этажей, конечно не шестиуровневых.

«С&р»: Как Вы считаете, архитектор Добровольский был счастливым человеком? – Вообще поколение архитекторов, которые работали в послевоенные годы – это очень счастливые люди. Они творили в период, когда было много работы, они были востребованы. Кроме этого зодчие того времени не сносили памятников архитектуры, они строили. Им не приходилось уничтожать труд своих коллег. Для моего отца архитектура была и работа, и отдых, и сама жизнь. Но, даже учитывая то, что он всегда был занят, я никогда не помню, чтобы его занятость нас разделяла. Вся семья была вовлечена в архитектурный процесс. Кроме этого он еще очень любил бывать на этюдах…

«С&р»: Говорят, что и с Вашей мамой, он познакомился на этюдах?
Так выглядит здание,
построенное на Печерске,
с украинской стилистикой после реставрации.
1
– Да, действительно, после того,как они вместе пошли на этюды, и папа увидел, как она рисует, он окончательно влюбился в маму. С тех пор каждый эскиз, подготовленный отцом на громадном чертежном столе в нашей квартире на Крещатике, проходил самый пристальный творческий контроль Галины Федоровны, моей мамы.

«С&р»: Известному зодчему в 2010 г. исполнилось бы 100 лет со дня рождения. Скажите, Татьяна Анатольевна, планируются ли какие-то мероприятия по этому поводу?

– Я очень надеюсь, что этот вопрос будет рассмотрен на уровне заинтересованных государственных органов и общественных организаций. Что касается меня, то я давно хочу сделать две вещи – это написать воспоминания об отце и создать музей архитектора Добровольского. В квартире на Крещатике, в которой жил Добровольский, до сих пор стоит стол, за которым работал мой папа. В семейном архиве лежит огромное количество материалов, ценнейших и антикварных вещей – кальки, этюды, написанные рукой Добровольского. Однажды я уже инициировала письмо от Союза архитекторов Украины с просьбой позволить создать музей. Там были подписи всех известных архитекторов и министра культуры Украины.

Был получен ответ от киевского горсовета о том, что они поддерживают идею создания такого музея. Однако к практической реализации этого вопроса так и не приступили.

К сожалению, этому мешает постоянная борьба за сохранение творческого наследия моего отца. Раньше этим занималась мама, и должна сказать, что вполне успешно. Как пример, могу привести дом на Крещатике, 17. На третьем этаже этого здания владельцы одной из квартир планировали обустроить-пристроить огромнейший «балкон-скворечник». Мама добилась, чтобы это безобразие было снесено. И сегодня отвлечься от борьбы за сохранение архитектурного наследия невозможно.

Потери идут каждый день. Для многих современных архитекторов характерен комплекс Сальери – зависть к чужому творчеству, если не получается сделать лучше, то снести или испортить чужой объект становится чуть ли не нормой жизни. Именно поэтому сегодня у меня надежда только на себя и на людей, которым не безразлично творчество Добровольского и судьба старого Киева.
1Последняя работа архитектора А. Добровольского. Застройка центра села в Черниговской области.

«С&р»: Татьяна Анатольевна, хочу пожелать Вам и всем тем, кто интересуется творчеством Вашего отца, чтобы к 100-летию со дня рождения Анатолия Владимировича Добровольского по достоинству оценили его вклад в развитие Киева…

Check Also

001_s

Творческая мастерская «Владимир Корень»

Скульптор КОРЕНЬ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ Проектная организация: Творческая мастерская «Владимир Корень» Скульптор Владимир Корень родился 16 ...